Гончарный промысел Мордовии также не лишен этнической символики. На большинство сосудов наносился геометрический орнамент, напоминающий древний ямочно-гребенчатый. Особый интерес представляют отдельные экземпляры продукции шишкеевских мастеров — так называемая задымленная керамика, более характерная для мастеров села Сухой Карсун Карсунского уезда. Но если у сухокарсунцев это были крупные сосуды для зерна, то у шишкеевцев были и обычные крынки, и небольших размеров кувшины. Данная продукция отличается необычной красотой форм, пропорциями и цветом. Наиболее ярким этническим элементом продукции гончаров являлись глиняные игрушки. На потеху ребятишкам гончары-промысловики делали игрушку-свистульку, в которой варьировались традиционные мотивы русской народной игрушки: всадники, птицы, барышни. Соседство с мордовским населением, его красочные костюмы если не прямо, то косвенно влияли на колорит местной русской игрушки и на все гончарное ремесло.
Для мордовских промысловиков было характерно своеобразное переплетение христианских традиций с остатками язычества. Особой обрядовой яркостью отличалась заготовка лыка и березовой коры для изготовления туесков и т.д. У мордвы эта работа начиналась с моления, обращения к покровительнице, держательнице леса Виряве с просьбой о разрешении вторгаться в пределы ее владений.

 

Источники: Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2004. – 992 с.