Под псевдонимом обычно понимают вымыш­ленное имя или вымышленную фамилию, суще­ствующие в общественной жизни человека наряду с настоящими именем и фамилией или вместо них. Псевдонимы у мордвы, по русской традиции, чаще всего заменяли и заменяют фамилию, или личное или то и другое. Особенно распространены они в кругу творческой интеллигенции, которая у мордвы стала складываться в относительно широ­ких масштабах во второй половине XIX — начале XX в. Именно в это время возникают в ее среде первые псевдонимы. Самым известным из них стал псевдоним выдающегося скульптора Степана Дмитриевича Нефедова-Эрьзи. Несомненно, в выборе этого псевдонима, произведенного от идентичного этнонима, отразились стремление к национальному самоутверждению, рост нацио­нального самосознания.
Тенденция выбора псевдонима от этнонима прослеживается и в советский период: А. Мордвин (писатель А.И. Завалишин), А. Мокшони (писатель А.И. Кочетков), П. Мокшанин (журналист П.И. Козеняшев), П. Мокшее (журналист П.В. Шавензов). Ряд псевдонимов был образован из аббре­виатур в виде синтеза первых букв имени, отчества и фамилии автора: Виард (писатель Василий Ива­нович Ардеев), Ильфек (поэт Федор Константино­вич Ильин), Фипет (лингвист Федор Иванович Петербургский).
Другие псевдонимы образовались из слов, обозна­чавших объект или силу природы: Андрей Ёндол (ё н д о л — молния) — псевдоним писателя А.Д. Куторкина, Василий Пурьгине (пурьгине — гром) — литературоведа В.В. Горбунова, Петр Эрьке (э р ь ке — озеро) — писателя П.С. Кириллова, Морянь (от море) Митя (Дмитрий Морской) — поэта Д.И. Малышева, Кумбря — писателя С. Прохорова (кумбря — раковина).
В некоторых псевдонимах мордовских поэтов использовались мордовские слова, связанные с песней, стихами: Артур Моро (м о р о — песня) — Афанасий Матвеевич Осипов, Илька Морыця (морыця — поющий) — Илья Петрович Кривошеев, Петр Гайни (г а й н и — звенящий) — Петр Уварович Поздяев.
Имелись псевдонимы, акцентировавшие вни­мание на дохристианском мордовском имени, слу­жившем основой подлинной фамилии автора: Никул Эркай — Николай Лазаревич Иркаев (Иркай — мордовское дохристианское имя), Эмиль Пятай — Эмиль Иванович Пятаев (Пятай, Пятой — дохристианское русское имя), Андрей Оргай (скорее, стилизация под языческое имя от «юркай» — рус. юркий, бойкий) — Андрей Матве­евич Сафронов, Максим Бебан — Максим Афанась­евич Бябин (Бебан — стилизация под дохристи­анское мордовское имя).
Другие писатели предпочитали псевдонимы от топонима — названия родного села или же какого-то более обширного географического региона. В ряду таких псевдонимов наиболее известен Радин-Аловский — псевдоним писателя Василия Иванови­ча Радаева — уроженца села Алова Николо-Пестровского района Пензенской области.
Политические деятели из мордвы также ис­пользовали псевдонимы. Так, член ЦК партии эсе­ров — уроженец мордовского села Кулясова Сара­товской губернии, депутат 1-й Государственной думы, редактор, журнала «Дело народа» Григорий Карпович Ульянов много публиковался в России и за рубежом под псевдонимом Иван Деревенский. Под псевдонимом Сибиряк выступал Илларион Сергеевич Поздяев — уроженец села Старые Турдаки, что ныне в Кочкуровском районе РМ, обще­ственный деятель, ученый.
В постсоветское время вновь ожила тенденция выступать под псевдонимами, которые, как и пре­жде, чаще представляют собой дохристианские имена или стилизацию под них, тот или иной мордовский топоним, откуда носитель псевдонима родом: Нуянь Видяс (оба слова — дохристианские мордовские антропонимы) — псевдоним председа­теля Общества спасения эрзянского языка, редак­тора газеты «Эрзянь мастор» Е.В. Четвергова; Маризь Кемаля (Кемаля из Маресьева, Кемаль — тюрко-арабское мусульманское имя) — псевдоним председателя ассоциации эрзянских женщин «Эрзява», ответственного секретаря детского журнала «Чилисема» Р.С. Кемайкиной; Ерюш Вежай (Ерюш мордовский вариант христианского церковного имени Ерофей, Вежай — морд, дохристианское имя) — псевдоним одного из авторов журнала «Чи­лисема» Б.А. Ерюшова и др.


по материалам энциклопедии "Все о Мордовии”