Декоративная резьба по дереву — традиционный вид художественного творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, пари — свадебные сундуки, долбившиеся из толстых липовых брёвен, наличники, ткацкие станы, прялки и др. утварь. Народные традиции резьбы по дереву отразились в творчестве мордовского скульптора С.Д. Нефедова-Эрьзя (1876—1959 гг.). Украшались орнаментом предметы, окружавшие человека в его повседневной жизни. Расположение узоров, их сюжеты обычно канонизировались, мало подвергались изменениям. Важно отметить тот факт, что в резьбе по дереву достаточно четко просматривались традиции соседствующих в Мордовии этносов, и в то же время заметны и некоторые внутриэтнические (мокшанско-эрзянские) различия.
Своеобразие домовой резьбы у мордвы, связано с конструктивными особенностями жилища. Декор так называемой самцовой конструкции избы, широко бытовавшей в начале XX в., был предельно лаконичен. Доски, украшенные резьбой, выполняли утилитарные функции, они служили для защиты выступающих торцов кровельных слег, предохраняя их от дождя и снега. В конструкцию крыши вводились доски причелины, крылья, подкрылки, украшенные резьбой. Для этой же цели к торцам верхних повальных бревен прикреплялись короткие доски-«полотенца», малые подкрылки. В мокшанском с. Анаеве бывшего Спасского уезда отмечен флейгер — местное название резной доски в верхнем углу фронтона, как бы соединяющей противоположные скаты крыши. Иногда центральной формой, словно венчающей флейгер, служит стилизованное изображение человеческой фигуры, что несет следы глубокой древности, говорит о далеком прошлом языческой мордвы.

 

 

В орнаменте домовой резьбы прошлого столетия преобладали бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и других простейших элементов. Розетка из ромбов, круги с радикально расходящимися лучами оформляли центр фронтона избы или входы. Большинство узоров долбленые, края досок профилированы.
В присурских и приалатырских селениях Мордовии, особенно в селениях современных Ардатовского, Дубенского и Большеберезниковского районов, распространилась глухая резьба (корабельная резь). Высокий художественный уровень ее определялся непосредственным влиянием декоративной резьбы волжских судов и отражал в целом художественную культуру края. Среди артелей плотников, строивших суда, были и мордовские. Одну из таких артелей, например, возглавлял Дергачев из эрзянского села Поводимова. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время, строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на оформление домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках, старинные расшивы, мокшаны, коновязи, суряки, украшенные богатой резьбой, были вытеснены паровыми судами. Оставшись не у дел, корабельные резчики уходили в деревни, расположенные вблизи рек, распространяя там искусство резьбы по дереву.
В глухой домовой резьбе преобладал растительный орнамент. Располагал его мастер-резчик в основном на лобовых досках, на границе фронтона и сруба и на досках фронтона. Главным элементом была стилизованная ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и в завитках с листьями вырезали цветок или плод, виноградную кисть. Это были мотивы, характерные для русской глухой резьбы в Нижегородском крае. На ставнях дома чаще всего помещалось стилизованное изображение вазы со стилизованными же цветами (с. Поводимово). Изредка в растительный орнамент вплетались фигуры птиц, животных и вырезались год постройки, инициалы хозяина или мастера, выполнившего резной узор дома. Глухая резьба по сравнению с трехгранно-выемчатой требовала больше труда и больше ценилась. Поскольку она была довольно дорогой, то ею украшали свои дома зажиточные крестьяне. Основная же масса населения края использовала в украшении дома несложные геометрические узоры трехгранно-выемчатой резьбы, которая бытовала на крестьянской утвари. С конца XIX века в резном уборе дома появились пропильные украшения с детализированным рисунком, нашитом на доску. Характер орнамента здесь часто зависел от свойств дерева и еще больше от инструмента. Технология пропильной резьбы позволяла создавать криволинейные узоры.
Говоря о внутриэтнических различиях в символике резьбы на предметах быта, необходимо отметить бытовавшие в эрзянских селениях и сохранившиеся в музейных коллекциях резные «пари», подвергавшиеся наибольшей художественной обработке. Парь — долбленая кадушка с крышкой высотой 60-90 сантиметров, диаметром 40-70 сантиметров — использовалась достаточно широко, в частности для хранения приданого невесты. Орнамент «паря» состоял из изображения гребней, антропоморфных фигур, старинных мордовских украшений, чаще всего сюлгамов (застежек). Выполнялись узоры ножом, набором прямых и полукруглых стамесок и контурной резьбой. Технические приемы на «парях» свидетельствуют о высоком мастерстве и таланте резчиков.

Источники: Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа /

Гл. редкол.: Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2004. – 992 с.