Праздники совершались прежде всего для того, чтобы повлиять на природу, обеспечить хороший урожай, приплод скота, достаток и благополучие семьи.

 

Михайлов день

 

Престольный (наиболее чтимый) праздник в Паёво — Михайлов день (в честь Архангела Михаила). Он отмечается 21 ноября. Михаил в глазах народа — победитель супостатов, избавитель от всех бед и скорбей. Это большой православный праздник, веселый и светлый. Михаил-архангел считается не менее грозным для всякой нечести-нежити, чем Илья-пророк. Над всеми чинами ангельскими главным поставлен Господом Богом Архистратиг Михаил. Он верный служитель Божий, совершивший множество подвигов во славу Господа. С древних времен Михаил известен своими чудесами. Это особо чтимый на Руси святой. В честь его построено много монастырей, соборных, дворцовых, посадских храмов. На иконах он изображается попирающим ногами дьявола, левой рукой он держит зеленую финиковую ветвь, а правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Многолетние наблюдения за погодой в этот день носят противоречивые результаты. Дню свойственны: Михайловские грязи, Михайловские оттепели, Михайловские заморозки. Каждый год по-разному. В народе говорят: «Кузьма (14 ноября) закует, а Михайло раскует». «Михайло мосты мостит», «Коли на Михайлов день утро с инеем — ожидай больших снегов; с туманами — быть оттепели». Михайлов день считается рубежной датой. С этого дня «зима встает на ноги». «Со дня Михаила Архангела зима морозы кует». «Каков Михаил, таков и Николай зимний».

 

Рождество (Роштува)

 

В первый день Нового года совершали то, что должно было иметь воздействие на весь последующий период: сытная еда с набором ритуальных блюд (каша, хлеб, пироги). Вера в магию первого дня проявлялась и в представлениях о том, что первый посетитель или первое встреченное в этот день лицо приносит счастье или несчастье. Накануне Рождества проводили колядование. Этот день у мордовского народа назывался калядань ши (день коляды). Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодые парни и девушки ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. Колядовавшим пекли специальные пирожки (калядань прякат) с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, калиной. Во время Рождества пелись рождественские песни, в которых славили рождение Христа. Причем, если колядки исполнялись, как правило, в сенях или под окном, то рождественские песни — обязательно дома. Славильщикам давали деньги, конфеты, а не пироги и хлеб, как накануне.

 

 

Во время Масленицы молодые люди катались на лошадях, пели и плясали. Молодые женщины, вышедшие замуж за последний год (одирьват) угощали молодых парней блинами. За это парни катали их на салазках. Молодожены на Масленицу обязательно ходили к родственникам в гости, т.е. этот праздник был своеобразным этапом приобщения вновь созданной семьи к родственному коллективу.

 

Троица


Все жители села с песнями под гармонь ходили в лес за ветками берез. В лесу пели песни, плясали. Зеленью и цветами во время праздника украшали дома и улицы. Девушки во время праздника ходили на гуляния в венках из листьев, цветов. Чем больше цветков, тем красивее венок. Центральным предметом Троицы была украшенная березка. По обычаю, на праздник срубали молодые березки, девушки украшали их разноцветными ленточками, потом кидали в реку. Если унесет течением — быть супружескому счастью. Снаружи окна изб украшались кленовыми ветками, а в помещение на пол устилали свежескошенную траву.