ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

 

 

Декоративно-прикладное искусство мордвы имеет древнюю историю и тесно связано с хозяйственными занятиями этого одного из наиболее древних и чрезвычайно интересных народов России. Его богатые традиции материально-бытовой культуры позволяют и ныне питать творчество молодых мастеров декоративно-прикладного искусства.

Заметно оживился интерес к декоративно-прикладному наследию мордвы в последние годы. Заметно усилился интерес к культурному наследию, и в частности, прикладному творчеству. Иностранные гости из Венгрии, Финляндии, других стран в восторге от творчества мастеров из Подлесной Тавлы. Начатое здесь замечательным самородком Н.И. Мастиным дело принесло замечательные плоды, известные теперь во многих странах. И еще одного самородка, воспевающего красоту народных традиций в декоративно-прикладном творчестве, открыли национально-культурные события последних лет. Это В.И. Колмыков директор художественной школы Рузаевки, внесший замечательный вклад в изучение глиняной игрушки мордвы и других народов России.

В последние годы большой вклад в популяризацию традиционной декоративно-прикладной культуры мордвы вносит музей мордовской культуры (директор Т.П. Прокина) где традиционными стали тематические экспозиции, а также коллективные и индивидуальные выставки мастеров. Оригинальность культурно-языковой структуры мордовского этноса заключается в субэтническом построении и ее языковой бинарности, что существенным образом отражалось и на декоративно-прикладном искусстве. Эта особенность проявлялась в промыслово-хозяйственной деятельности народа и его духовной культуре.

Традиционные промыслы, одним из источников которых являлось декоративно-прикладное искусство, позволяли создавать не только предметы утилитарного назначения, но и предметы, воспитывающие людей на лучших народных традициях резьбы по дереву, плетения из коры и лозы, лепки из глины. Это были предметы детской забавы: катающиеся, двигающиеся, свистящие и музыкальные игрушки не признающие яркой окраски. Предметы детской забавы через игру способствовали выработке у детей этно-эстетической приверженности к национальным традициям декоративно-прикладного искусства. Особенно плодотворной для восприятия декоративно-прикладных традиций была лесная зона, где, соответственно и развивались промыслы, связанные с обработкой дерева. Это выражалось в предметах быта, внутреннего и внешнего убранства жилища мордвы. В том числе наличников, фронта, конька крыши, устройства дворовых и хозяйственных построек.

Человеку свойственно стремление раскрыть себя в разных сферах деятельности. Оно дает ощущение разнообразия жизни, пробуждает к ней интерес, вносит в нее одухотворенность. Через промысловую деятельность крестьяне зачастую приобщались к искусству. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты. На образном соответствии «природного» и человеческого формировались народные символы, отражавшие коллективные представления о мире, переживания главных событий в жизни и труде человека, то есть выстраивается своего рода цепочка в системе человек — природа — культура.

Принято считать, что промыслы внеэтничны, следовательно, не являются составляющей этносов и этнических образований. В этих суждениях есть определенная логика, но она более характерна для экономических взаимоотношений участвующих в промыслах лиц. По нашему же мнению промыслы являются составной частью системы жизнеобеспечения этноса, выражающегося в его воспроизводстве и саморегуляции через предметы и вещи хозяйственного и бытового назначения. Промыслы играли важную роль в развитии основы крестьянского хозяйства—земледелия, и занимали особую нишу в этнохозяйственном укладе крестьян Мордовии.

Промысловая деятельность по-разному сказывалась на составляющих материальной культуры и семейного быта. Продукция кустарных промыслов в большей степени воздействовала на материально-бытовую культуру, отходничество во многом влияло на структуру и функции членов семьи. Это касается не только конкретного промысловика—носителя этнических черт, но и его продукции как одной из форм этнического воспроизводства, выражающегося в предметах материально-бытового назначения. Это были, так сказать, овеществленные этнические символы. Использовавшаяся в них символика отличалась своеобразием подачи и размещения этнических элементов. Этническая символика, прежде всего, была связана с желанием, сделать предмет более привлекательным. Привлекательность продукции, во-первых, выражалась в ее художественной ценности; во-вторых, в ее конкурентоспособности. Именно это заставляло мастеров-промысловиков переносить на предметы, предназначенные для реализации, все из бытового окружения, способное выделить данную продукцию. Зачастую мастер-промысловик, стремясь творчески развить этнические мотивы, вносил новые черты в культуру этноса. Важно отметить и тот момент, что мастер-промысловик, ориентируясь на инонациональный рынок, стремился использовать близкие рынку этнические традиции в видовом оформлении промысловой продукции.

Источники:

Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2004. – 992 с.