У мордовского народа в течение многих веков также сформировались свои специфические приёмы и методы народной медицины.

ТРАВЫ. Современные учёные-этнографы отмечают, что мордва для лечения использовала (порой использует и в наше время) более 150 видов трав. Повсеместно применяются около 90 видов. Одно и то же растение может использоваться при разных болезнях, но дозировка, способы и методы могут быть неодинаковы. К таковым относятся береза белая, душица, калина обыкновенная, крапива двудомная, лопух, подорожник, ромашка, тысячелистник и др.
ПОЧКИ БЕРЁЗЫ, БЕРЁЗОВЫЙ СОК, БЕРЁЗОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Настой и настойку из листьев и почек березы бородавчатой, березовый сок мордва применяют при воспалении легких. Настойку получают путем настаивания на водке в течение 7-12 дней. Отвар листьев употребляли внутрь при простуде, кашле, парили ноги в березовых листьях. Кроме того, отвар листьев и почек березы применяли для выведения остриц. Готовили отвар таким образом: 2 столовые ложки почек заливали 2 стаканами воды и кипятили 15 минут, настаивали и пили 3 раза в день по одной столовой ложке. Отваром свежих листьев мыли голову от перхоти. Березовый деготь применялся как дезинфицирующее средство при лечении кожных заболеваний (повсеместно). Березовый уголь в растолченном виде употребляли внутрь при поносе. Настой из берёзовых листьев пили также при заболевании печени.

ДУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ. Широко применяется душица обыкновенная. Цветущую часть травы заваривают и пьют вместо ароматного чая в качестве мочегонного, потогонного, аппетитного, противовоспалительного, успокаивающего средства, улучшающего работу кишечника.

КРАПИВА. Крапиву двудомную мордва использует как лекарственное средство при ревматизме сердца: запаривают корни крапивы, процеживают и пьют 4 раза в день. При внутренних кровотечениях пьют отвар крапивы: столовую ложку заваривают кипятком, кипятят 2-3 минуты и в остывшем виде принимают по полстакана три раза в день. От ломоты ног, суставов издавна пользовались таким средством: парили ноги в отваре крапивы. Через несколько таких процедур становилось легче. Для лечения ревматизма также применяли майскую крапиву: кипятили воду и в кадушке запаривали крапиву. Заболевшего погружали в эту массу на 20-30 минут. Нередко заваривали крапиву жгучую и лопух. Траву закладывали в равных количествах (по полведра) в большую ёмкость, кипятили 10 минут, настаивали, выливали в ванну, разбавляли тёплой водой и погружались на 15-20 минут. Необходимо не менее 10 процедур, которые лучше проводить в бане.
При кожных сыпях смазывали кожу соком крапивы или парились ею в бане; крапиву тоже применяли при ревматизме, радикулите; отвар листьев применяют как мочегонное средство: щепотку заваривают стаканом кипятка и пьют несколько раз в день по полстакана.

По наблюдению, сибирская крапива жгучее, чем в средней полосе России. Применяют её при кожных сыпях, головных болях, для роста волос. С этой целью в бане парятся крапивным веником, а оставшейся настойкой ополаскиваются после мытья. Крапива хорошо помогает и при ломоте суставов. В бане распаренным крапивным веником растирают больные места, обмывают мочой. Используют ее и как лекарственное средство при ревматизме сердца: запаривают корни крапивы, процеживают и пьют 4 раза в день. При внутренних кровотечениях также пьют отвар крапивы: столовую ложку травы заваривают кипятком, кипятят 2-3 мин. и в остывшем виде принимают по полстакана три раза в день.

НАБОР ТРАВ. При простуде больного парили веником, смешанным из нескольких лекарственных трав — душицы, зверобоя, мяты, березы, дуба, затем поили чаем из крепкого отвара душицы с медом.

ГРИБЫ. Наряду с растительными средствами знахари часто применяли грибы, например, чагу, губку бодягу (накладывали на синяки, возникавшие при побоях или ушибах).

ЛУК. Практически повсеместно используют от насморка лук. При простуде его едят, обкладывают переносье печеным луком. При кашле лук репчатый крошат, толкут, размешивают с мёдом и доводят до кипения, медленно глотают и потом хорошо укрывают горло. Или же молоко кипятят с луком и тоже пьют при кашле, простуде.

СОСНА, СОСНОВЫЕ ПОЧКИ. В наборе средств народной медицины мордвы нашла свое место сосна обыкновенная — при бронхите, бронхиальной астме, воспалении легких и туберкулезе. Рецепт изготовления снадобья из нее известен издавна. Чугун наполняют доверху сосновыми почками, собранными в апреле-мае. Затем его заливают крепко подслащённой водой, кипятят на огне не менее 4-5 часов и ставят в горячую печь для настаивания. После процеживания оставляют на сутки. Полученную желеобразную массу пьют с горячим чаем.

Простудные заболевания, грипп лечат также с использованием сосновых почек, собранных весной: 1 литр их засыпают в ведро крутого кипятка, настаивают, процеживают и выливают в емкость. Разбавляя жидкость теплой водой, погружают в нее больного по плечи, постепенно подливая горячей воды. Эту процедуру проводят обычно в жарко натопленной бане.

При радикулите и ревматизме мордва использует ванны, приготовленные из отвара сосновых веток и почек.

СОСНОВАЯ СМОЛА. Загустевшую смолу жуют для устранения запаха изо рта, кладут на больной зуб.

Эффективным при кашле считается отвар из сосновых почек: горсть почек засыпают в чайник, кипятят 10 минут, дают 30 минут настояться; пьют в горячем виде 4-5 раз по полстакана в день, иногда вместе с медом. Тысячелетиями наблюдая и познавая природу, экспериментируя методом проб и ошибок, человек по крупицам накапливал знания о различных свойствах растений, об их удивительной способности излечивать практически все болезни.

ПУХ РАСТЕНИЙ. Летом набирали с растений пух с коробочками, размешивали с маслом и втирали в кожу от прыщей, сыпи. Постепенно кожа становилась чистой. Кроме масла, в лечебных целях использовалась и сметана: чесотку лечили, высекая перед ранами огонь из кремня или намазывали серой с кислой сметаной. 

ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА 


 

При лечении простудных заболеваний очень широко использовались продукты пчеловодства. На больной участок сажали пчёл, укусы которых помогали излечиваться от ломоты суставов, ревматизма, радикулита. Лечение катаракты проводится медом, растворенным в воде. Берется склянка, где разводится 3/4 части меда и 1/4 часть дистиллированной или кипяченой воды. Перемешивается. Капать 2-3 капли в глаза по три раза в день. Практика показала, что через три месяца катаракта глаз исчезнет.

МОЛОКО, МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ. Замечательным лечебным средством у мордвы считались молоко, масло, простокваша, творог, сметана. Горячее молоко пили при простудных заболеваниях и отравлениях. Мордва при сильном шелушении кожи накрывала лицо теплой пленкой топленого молока. Гнойнички, коросты, ожоги для смягчения и эластичности кожи повсеместно смазывали сметаной и топленым маслом. Говяжий, свиной, гусиный, куриный, ежовый, барсучий жиры — это целая лечебница. При простудных заболеваниях пили с молоком растопленные гусиный, медвежий, свиной, ежовый жиры.

Молочные продукты широко использовались как целебное и общеукрепляющее средство. Кроме того, его повсеместно применяли при пищевых отравлениях, исхудании.
Использовались лечебные свойства и молока. Вот каким методом пытались лечить желудочно-кишечные (раковые) опухолевые заболевания. Для этого необходимы молоко, креолин и, конечно, терпение: в первый день в сто граммов молока влить одну каплю креолина, во второй — две, и так до седьмого дня, прибавляя каждый день по капле, и принимать таким образом по три раза после еды. Затем сделать на три дня перерыв, после чего все повторить в обратном порядке: в первый день в сто граммов молока влить семь капель креолина, во второй — шесть и т.д. Затем необходимо сделать на десять дней перерыв и снова цикл повторить два раза. То есть на это уйдет полтора месяца. Считается, что это средство помогает разрушать раковые клетки.
При простуде в кипяченое молоко добавляли мед, масло и давали пить больному или оставляли его дышать над горячим молочным паром. Через некоторое время больному становилось лучше. Делали и компрессы из молока. Молоко кипятили, затем давали ему немного остыть, мочили в нем марлю и накладывали компресс на горло, грудь больного. Применяют молоко в сочетании с другими компонентами. При воспалении горла нагревают свежее молоко, но до кипения не доводят, затем добавляют свежее сливочное масло и три сырых яйца. Масса размешивается при подогреве, но необходимо проследить, чтобы яйца не сварились. Такую массу, подогревая, следует пить три дня. Через несколько таких процедур обычно наступает заметное улучшение.

Для отбеливания кожи и выведения веснушек мордва используют простоквашу, накладывая ее на лицо, шею, руки. Опрелости на коже хорошо протирать кислым молоком, желательно комнатной температуры. При перхоти хорошо делать маски на голову: простоквашу немного подогревают и в бане накладывают на волосы. Повязывают платок, а лучше клеенку, а сверху платок. После того, как попарятся, моют волосы. От этого они блестят, а перхоть со временем исчезнет.

КИСЛОЕ МОЛОКО. Если гноились глаза, подогревали кислое молоко, мочили в нем марлю и накладывали на глаза, а сверху покрывали теплым полотенцем и аккуратно прижимали им марлю к глазам. Сверху накрывали ещё одним тёплым полотенцем. Все это выдерживалось до 15 минут. Предпочитали делать эту процедуру на тёплой печке, где больной оставался на ночь. Нередко просто промывали глаза тёплой простоквашей.
МОЛОКО, ЧЕСНОК. Мордовские крестьяне в прошлом при глистах и для промывания ран три растолченные зубчика чеснока смешивали с молоком и пили. Повсеместно молоко считается целебным при туберкулезе и других легочных заболеваниях.
БАРСУЧЬЕ САЛО. При воспалении легких пьют разогретое барсучье сало, им же натирают грудь и спину. От этого же заболевания применяют и ежовое сало.

БАРСУЧИЙ И МЕДВЕЖИЙ ЖИР. ЕЖОВОЕ САЛО. При туберкулезе, бронхитах, пневмонии, астме применяют барсучий и медвежий жиры, ежовое сало.
СВИНОЕ САЛО. При туберкулезе же, пневмонии, бронхитах и бронхиальной астме тело больного, особенно грудь и бока, растирают свиным салом. Трещины на пятках на ночь смазывают свиным салом и завязывают тряпочками. Ноги предварительно распаривают.

СЛИВОЧНОЕ И ТОПЛЁНОЕ МАСЛО. Использовалось в народной медицине сливочное и топленое масло. Повсеместно при лечении туберкулеза на первом месте стояло усиленное калорийное питание, в том числе рекомендовалось больше употреблять сливочного масла. Его использовали и как основу для приготовления различных мазей и смесей. При простуде, ангине растирали грудь, горло растопленным маслом (горячим), потом больного тепло укрывали и поили чаем. Разогретое масло с нарезанными и размятыми кусочками репчатого лука пили при сильном кашле, ангине.

ЛЕСНЫЕ МУРАВЬИ. Широкое распространение в народной медицине нашли лечебные средства, приготовленные из лесных муравьев. При простуде и ревматизме принимали муравьиные ванны: в бочке или чугуне заваривали принесенный муравейник, иногда с пихтовыми ветками, и сидели в этом отваре 20-30 минут. Нередко больные конечности засовывали непосредственно в муравейник, где они подвергались укусам насекомых, или же брали бутылку водки и опускали туда муравьев, в темном месте настаивали несколько недель; другой способ: в пустую бутылку засыпали чайную ложку сахарного песка и ставили в муравейник. После заполнения ее муравьями содержимое высыпали в керамический горшок и ставили в горячую печь. Через 12 часов вынимали и полученным таким образом муравьиным спиртом натирали больные места.

ШКУРКИ ЖИВОТНЫХ. Шкурки многих животных использовались в эмпирической хирургии. Змеиная кожица, сбрасываемая во время линьки, служила средством для удаления плотно сидящих (не поддающихся извлечению) поверхностных инородных тел в конъюнктиве и роговице. Если попала соринка в глаз, применяют выползину ужа. Берут небольшую ее частичку и осторожно вставляют в глаз. Всего учёными зафиксировано применение более 100 целебных средств животного происхождения.

БАНЯ и другие физиотерапевтические средства и методы лечения. 

 

Издревле мордве известны целительные свойства водных процедур, бани, ванн, компрессов, растираний с различными настойками, отварами. У всех родственных народов баня почиталась как лучшая лечебница, укрепительница здорового духа. В бане происходили роды, здесь правили мышцы, вывихи, лечили радикулиты, бодрили чахлых детей, излечивали разного рода дерматиты и т.д.

Лечение в бане было распространено у мордвы повсеместно. Основу его составляли действия, направленные на «выпаривание» болезни; вместе с тем оно имело вид магического обряда, которому предшествовал процесс подготовки самой бани и необходимых для этого средств: воды, камней, веника. Вот как проводилось лечение детей: «Воду приносили из трех источников, веник готовился из трёх берез (для девочки), дубов (для мальчика), камни собирали из трёх бань. Прежде чем начать лечение, знахарка готовила воду для пара. Для этого в ёмкость с водой опускали принесенные камни, предварительно их накалив и прочитав над ними молитву. Затем она поднимала на полати ребенка и парила его, а мать поддавала пару. Всю эту процедуру повторяли три раза, меняя веники. После совершения обряда, баню тщательно закрывали, чтобы болезнь не вернулась к ребенку».
Кроме бани, для лечения мордовский народ использовал и печь. Вот как описывается такое лечение в Самарском уезде: «Лечение проводили при худосочии детей (по народному «собачья старость»). Для этого ребенка сажали на деревянную лопату и совали в печь, как только из нее вынут хлеб. Одна женщина с улицы спрашивала в окно ту, которая держит лопату: «Что перепекаешь?» — «Собачью старость». — «Перепекай лучше, чтобы её не было!». Разговор повторялся три раза, и три раза сажали ребенка в печь».
В некоторых мордовских селах, в безлесных районах, лечились в печи и взрослые. Для этого ее слегка топили соломой или щепой, выгребали золу, внутрь стелили солому и брызгали на стены для образования пара. Пропаривались, сидя на соломе в жаркой печи. «Если простудишься, то после печного пара хлебнёшь чаю с малиной или медом, болезнь как рукой снимет», — говорили в народе. Такими процедурами достигалось рассасывающее, смягчающее действие. Ведущим лечебным началом считалось влияние теплом.
Мордва при лечении некоторых болезней использовала веру в могущество природы — приходила к одиноко растущим деревьям и проводила около них моления.

По книгам Ж. Маржерет "Состояние Российской Империи
и Великого Княжества Московии" (1610), "Зубова Поляна",
 энциклопедия "Мордовия" и на основе материалов Л. Никоновой